Экономика
«Главная боль — бюрократия»: почему россияне не переводят машины на газ
Эксперты назвали две основные проблемы газификации транспорта
Специальная программа государственного субсидирования привела к увеличению в России числа машин, работающих на газе. Однако доля подобных транспортных средств по-прежнему остается на низком уровне — примерно 0,25% от автопарка по стране. Причины — мало заправочных станций, дорогое и долгое переоборудование машин. Но для перехода на электрокары сейчас в стране еще более слабо развита необходимая инфраструктура.
Полезная инициатива Минэнерго
В России запланировали повысить объем потребления природного газа, включая метан, в качестве моторного топлива. Для достижения этой цели Минэнерго совместно с регионами скорректируют показатели для городов — участников федерального проекта «Чистый воздух».
Как уточнили в ведомстве, конкретные меры по увеличению потребления газомоторного топлива будут проработаны в кооперации с региональными властями. Среди возможных вариантов — выпуск новой автомобильной техники, а также перевод действующего бензинового частного и общественного транспорта на газ.
Федеральная программа «Чистый воздух» стартовала в России в 2018 году в рамках национального проекта «Экология». Участниками стали 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. При этом в Минэнерго считают, что развитие потребления более экологичного газомоторного топлива актуально для всех регионов России.
Метан VS Бензин
Летом 2020 года правительство России увеличило долю государственных субсидий по переводу машин с бензина на газ в два раза — с 30% до 60%. По словам вице-премьера Александра Новака, данная мера в будущем поможет сэкономить федеральному бюджету 4-5 млрд рублей. Однако несмотря на ее пользу, доля машин, использующих метан, по-прежнему остается на низком уровне, существенно уступая бензиновым транспортным средствам, говорят эксперты.
Псловам главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, примерное число «метановых» автомобилей от общего числа транспортных средств в стране на данный момент составляет меньше 1%. А стоимость перевода авто с бензина на метан остается для владельцев достаточно высокой.
«Доля автомобилей, использующих метан, остается мизерной — порядка 0,25%. На всю страну сейчас около 250 АЗС, специализирующихся конкретно на газомоторном топливе. Только 50 российских регионов имеют хоть какую-то инфраструктуру, этого явно недостаточно», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что даже на имеющихся в стране «метановых» заправочных станциях автовладельцы могут простаивать в очередях до полутора часов. При этом далеко не все транспортные средства рассчитаны под большой газовый баллон.
«Переоборудовать бензиновый автомобиль под метан в среднем стоит 40–100 тыс. рублей. Но самая главная боль для владельцев — это бюрократические тонкости, связанные с внесением изменений в конструкцию автомобиля. Легализация отпугивает автолюбителей не столько с точки зрения денег, сколько в больших временных затратах», — объяснил аналитик.
Тотальная бюрократия и риски повышения цен
Для легализации перевода автомобиля на метановое топливо владельцам необходимо привезти машину для проведения технической экспертизы (в среднем процедура стоит 3,5–8 тыс. рублей), получить предварительное заключение комиссии и разрешение ГИБДД на внесение изменений в конструкцию, протокол проверки безопасности, пройти техосмотр (1,5-5 тыс. рублей), свидетельство СКТС о переоборудовании, а также внести изменения в данные транспортного средства. Все эти шаги могут занять у владельцев несколько недель, отмечают эксперты.
По словам Баженова, бюрократизация и дороговизна перевода автомобиля с бензина на метан являются двумя главными проблемами для владельцев транспортных средств. Однако газомоторное топливо по-прежнему существенно выигрывает у бензина при долгосрочном использовании авто. А также выгодно отличается по степени воздействия на окружающую среду.
В свою очередь, президент Независимого топливного союза Павел Баженов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что в отличие от рынка сжиженного газа (СУГ), предпосылок для роста стоимости метана для российских автомобилистов нет. По его словам, данный сегмент находится под регулировкой государства, что не позволит привести страну к казахскому варианту топливного кризиса.
«В Казахстане протесты начались из-за двукратного подорожания топлива пропан/бутан (СУГ). В России использование СУГ на авто составляет примерно 4%, в Казахстане — до 80% в некоторых регионах.
В нашей стране цены на СУГ сугубо рыночные, они могут за год подскочить в цене в два раза, а потом также резко упасть. С метаном ситуация прямо противоположная. Риск повышения цен на газомоторное топливо россиянам не грозит», — объяснил Павел Баженов.
В свою очередь, Баженов из Независимого топливного союза отметил, что в отличие от Казахстана, производство моторного топлива в России является профицитным. Относительную инфраструктурную необеспеченность показывают только сибирские и дальневосточные регионы, остающиеся сугубо дотационными. По этой причине их следовало бы внести в список участников программы «Чистый воздух».
«Сибирь и Дальний Восток в меньшей степени обеспечены нефтеперерабатывающими заводами. Кроме того, там гораздо сложнее организовать логистические цепочки. За счет этого моторное топливо на востоке страны традиционно дороже, чем в европейской части России. СПГ, включая метан, мог бы стать хорошей альтернативой бензину, как более простой в транспортировке вид топлива», — объяснил аналитик.